Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Понятие “адаптация”
используется в настоящее время в разных областях знания (биология, философия,
социология, социальная психология, этика, педагогика, экология и др.).
Первоначально термин “адаптация” (от лат. “приспособление”) использовался в
биологии (приспособление строения и функций организма к условиям существования
и привыкания к ним). В частности, в теории “естественного отбора” Ч. Дарвина
подчеркивалось возникновение новых видов путем изменения и приспособления
организмов к соответствующим условиям среды. Человек, как часть животного мира,
унаследовал от животных приспособительные способности, которые
запрограммированы в генетическом коде биологических систем и являются важным
фактором самосохранения человека.
Адаптация организма к среде, взаимодействие организма и внешней
среды носит динамический характер, т.е. постоянно меняется, но в определенных
пределах (например, t° человеческого тела меняется в пределах - от 36 до 36,8
или 36,9°). Это динамическое равновесие организма и среды называется гомеостазом.
На основе гомеостаза осуществляется главный смысл адаптационного процесса -
выживание человека через гармоничное приспособление его организма к процессам
природной среды.
Адаптация человека - это процесс активного взаимодействия человека
с природой, способствующий не только оптимальной жизнедеятельности, но и
дальнейшему нормальному биологическому и социальному развитию человечества.
Адаптация человека включает несколько уровней: биологический, физиологический,
психологический, социальный. Биологическая адаптация человека является
элементарным низшим и в то же время фундаментальным уровнем, который оказывает
существенное влияние на все вышележащие и более сложные уровни и виды адаптации
человека к среде и к себе самому. Человек является сложной природно-биологической
и социально-духовной системой, что определяет особенности его адаптации на
различных уровнях. Так, биологическая адаптация человека в отличие от
биологической адаптации животных обладает рядом существенных особенностей.
Во-первых, для человека характерна большая универсальность
биологической адаптации. Биологически человек в отличие от животных
приспособлен к любой экологической нише, - именно в силу того, что он жестко не
связан и не приспособлен ни к одной из них, в частности. Если животные
специализированны к какой-то определенной нише, которая ограничивает их
миграцию и обитание и при смене условий среды может привести к их гибели, то
человек может свободно мигрировать из одних природных условий в другие, не
меняя своих основных качеств социально-биологического существа.
Человек имеет наследственно закрепленную в генотипе наиболее
широкую норму реакции на воздействия среды, которые меняются в течение его
индивидуальной жизни.
Норма реакции - понятие, которое выражает весь комплекс реакций,
заключенных в генотипе и частично реализуемых в фенотипах в зависимости от
взаимодействия со средой. Норма реакции включает все возможные реагирования без
качественной характеристики с точки зрения полезности или вредности для живой
системы; чем шире норма реакции особи, тем большими оказывается возможности для
онтогенетической адаптации при смене условий существования и развития живых
систем.
Главное отличие биологической адаптации человека в том, что человек
- это единственный из всего живого вид, который не только приспосабливается к
природным факторам среды, но и приспосабливает среду без изменения своих
основных биологических свойств. Эта активная преобразовательная деятельность
человека обуславливает отличия человека от животных: а) наличие сознания и
труда как осознанной деятельности, б) социальный характер жизнедеятельности
человека. Универсальность сущности человека как социального существа в том, что
он является и самосознающим и чувствующим субъектом, и одновременно
практическим, предметно - действующим, преобразующим и среду и себя.
Превращая природное в социальное, создавая искусственную природу -
культуру - человек создает, формирует фундамент социальной адаптации. Таким
образом, на основе универсальности биологической адаптации у человека возникают
механизмы социальной адаптации, формирующиеся на базе его видовых особенностей
- наличия сознания, социальной среды обитания, трудовой деятельности,
социального общения. Отсюда - универсальность адаптации человека как социально
- биологического существа, который и приспосабливается к среде и
приспосабливает ее к себе, являясь тем самым, “адаптивно - адаптирующей
системой” (Маркарян). Это выражает активный и двуединый характер человеческой
деятельности, которая, благодаря возникновению культуры, является универсальным
преобразующим механизмом.
Культура выступает как надбиологический регулятивный,
жизнеобеспечивающий и воспроизводящий механизм человеческой деятельности, то
есть как особый адаптивный механизм общества. Специфика социальной адаптации
человека в том, что приспособление к окружающей среде осуществляется
внебиологическим способом - путем универсального преобразования внешнего мира.
Адаптивно - адаптирующая система человека включает в себя не только
биологические механизмы адаптации, но и в первую очередь социальные механизмы
адаптации - они позволяют либо изолировать от вредного воздействия среды, либо
преобразовать данную среду так, чтобы она соответствовала рациональному
биологическому и социальному развитию человека.
Все отмеченные выше уровни (виды) адаптации человека тесно
взаимосвязаны, но имеют в ряде случаев относительную независимость. Отдельные
могут доминировать в определенных условиях или на определенном этапе жизни
человека.
В отличие от социальной адаптации под психологической адаптацией
понимается “принятие социально-полезных стандартов поведения и ценностных
ориентации, сближение установок и направленности личности с ожиданиями
социальной среды”. “Социальная и психологическая адаптация находятся в
неразрывном единстве хотя иногда могут не совпадать”. Учитывая эту теснейшую
взаимосвязь и единство основного содержания социального и психологического
уровней адаптации целесообразно говорить о единой социально - психологической
адаптации личности.
Социально - психологическая адаптация является важнейшим механизмом
социализации и определяется взаимодействием личности и социальной среды. При
этом возможны ряд вариантов социально - психологической адаптации в зависимости
от особенностей этих взаимодействующих систем:
1. Успешная адаптация в итоге взаимодействия положительной среды
(микросреды) и положительно направленной личности;
2. При несоответствии микросреды и личности по установкам,
требованиям - ожиданиям, нормам отношений и поведения возникают 2 типа адаптации:
а) В случае если личность с негативной направленностью (антиобщественные
установки), а микросреда с позитивной направленностью, личность, входя в данную
среду, может преодолеть свой негативизм, усвоить положительные социальные
нормы, идеалы, ценности; б) В случае если личность имеет положительную
направленность, а микросреда антиобщественные нормы и установки, последняя
может сформировать у индивида соответствующие негативные антиобщественные
установки и интересы.
В данном случае имеет место псевдоадаптация, поскольку,
адаптируясь, приспособляясь к негативной микросреде, личность находится в
состоянии дезадаптации к макросреде - к общепринятым гуманистическим нормам,
ценностям, формам поведения большинства людей в обществе. В этом смысле
псевдоадаптация личности, то есть ее приспособление к антиобщественной или даже
криминальной микросреде, объективно означает отсутствие подлинной социализации
и адаптации. Псевдоадаптация характерна для переломных критических периодов в
развитии общества (в частности, в современной России), когда разрушены старые
позитивные ценности и взамен не созданы или еще не устоялись, не утвердились в
должной мере новые положительные установки, ценности и нормы поведения.
Психологическая адаптация как основной механизм социализации
личности сама по себе представляет сложную систему и включает следующие
элементы: 1) когнитивные, психические процессы - ощущения, восприятия,
представления, память, мышление, воображение и пр.;2) эмоционально -
чувственные процессы и состояния; 3) волевые процессы, имеющие выход в практику
поведения.
Процесс социально-психологической адаптации включает 2 стороны -
объективную и субъективную. Объективная - в том, что человек со дня своего
рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в
системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный
процесс развития механизмов адаптации. В нем принимают активное участие
окружающая социальная среда (родители, друзья и т. д.), а так же различные
социальные институты (система образования, воспитания, средства массовой
информации и пр.). Субъективная - в том, что процесс социально -
психологической адаптации человека связан с его половозрастными особенностями,
личными качествами, взглядами, убеждениями и т. д.
И здесь во многом проявляется активная роль личности, ее желание
или нежелание изменить или усвоить существующие социальные ценности.
Отсюда эффективность социальной и психологической адаптации
человека зависит от взаимодействия объективных условий (социальное
происхождение, образовательный уровень, природные задатки, непосредственная
среда - семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение и т. д.) и
субъективных индивидуальных особенностей (сама личность, ее активная или
пассивная позиция, ее способности к творческой деятельности и т.п.).
Вопросы:
1. Что такое адаптация?
2. В чем отличие биологической адаптации человека от биологической адаптации животных?
3. В чем отличие психологической адаптации от социальной?
Комментариев нет:
Отправить комментарий