Говоря о методах науки в широком смысле, имеют в виду не
конкретные технологические приемы (методики), а методологические принципы,
подходы к изучению объектов, явлений, их связей. В общем методы биологии те же,
что и в других естественных науках.
Процесс научного познания принято разделять на две стадии: эмпирическую и теоретическую. Это разделение не абсолютно, так как эмпирическая стадия всегда развивается на основе предсуществующих теорий или гипотез, а на теоретической стадии обычно возникает необходимость в эмпирической проверке выдвигаемых новых гипотез.
На эмпирической стадии используются следующие методы.
Наблюдение - изучение объектов живой природы в естественных условиях существования.
Это - непосредственное наблюдение (в буквальном смысле) за поведением,
расселением, размножением животных и растений в природе, визуальное или
инструментальное определение характеристик организмов, их органов, клеток,
химический анализ состава и обмена веществ. Для этих целей в современной
биологии применяют как традиционные средства полевых исследований - от бинокля
до глубоководных аппаратов с видеокамерами ночного видения, так и сложное
лабораторное оборудование - микроскопы, в том числе спектральные и электронные,
биохимические анализаторы, радиоактивные метки, ультрацентрифуги, разнообразную
измерительную аппаратуру.
Экспериментальный метод (опыт) предполагает исследования живых
объектов в условиях экстремального действия факторов среды - измененной
температуры, освещенности или влажности, повышенной нагрузки, токсичности или
радиоактивности, измененного режима или места развития (удаление или пересадка
генов, клеток, органов, интродукция животных и растений, космические полеты и
т.п.). Экспериментальный метод позволяет выявить скрытые свойства, потенции,
пределы адаптивных (приспособительных) возможностей живых систем, степень их
гибкости, надежности, изменчивости.
Сравнительный (исторический) метод выявляет эволюционные преобразования
биологических видов и их сообществ. Сопоставляют анатомическое строение,
химический состав, структуру генов и другие признаки у организмов разного
уровня сложности. При этом исследуются не только ныне живущие организмы, но и
давно вымершие, сохранившиеся в виде окаменелых останков в палеонтологической
летописи.
Любой из названных подходов требует количественного учета
и математического описания структур и явлений. Биология все более становится
точной наукой, хотя выявляемые в ней закономерности носят обычно вероятностный
характер и описываются методами вариационной статистики. Это означает, что то
или иное событие не строго детерминировано (предопределено), а ожидается с той
или иной степенью вероятности. На основе
выявляемых статистических закономерностей можно осуществлять математическое моделирование
биологических процессов и прогноз их развития. Например, можно построить модель
состояния жизни в водоеме через энное время при изменении одного, двух или
более параметров (температуры, концентрации солей, наличия хищников и др.).
Такие приемы стали возможны благодаря проникновению в биологию идей и принципов
кибернетики - науки об управлении.
Системный метод , как и кибернетический подход, относится к категории новых
междисциплинарных методов исследования. Живые
объекты рассматриваются как системы, то есть совокупности элементов с
определенными отношениями. С учетом иерархичности живых систем каждый
объект может рассматриваться одновременно как система и как элемент системы
более высокого порядка. Поэтому принципы
системной организации справедливы для всех уровней - от макромолекул до
биосферы Земли.
Широкое развитие системного движения в современной науке,
в том числе и в биологии, означает постепенный переход от анализа к синтезу.
Анализ -
это дискретный подход, углубление в структуру и функции отдельных
элементов системы - внутри клетки, внутри организма, внутри экологического
сообщества. Синтез означает интегративный подход, изучение целостных
характеристик системы - клетки, организма, биоценоза. Исследование всегда
совершается сначала от общего к частному - анализ, а потом от частного к
общему, но на новом уровне познания этого общего - синтез. С аналитическим
подходом в биологии связаны открытия химической и микроструктурной организации
живых объектов, выяснение видового разнообразия среди животных, растений,
микроорганизмов, выявление генетической неоднородности организмов внутри
популяций и другие внутренние характеристики систем. Постепенно объем
накопленных аналитических данных становился достаточным для перехода к их
синтезу. Так возникли синтетическая теория эволюции, нейро-гуморальная
физиология, современная иммунология, молекулярно-клеточная биология, новая
мегасистематика организмов, основанная на их комплексной характеристике - от
экологии и анатомии до молекулярной
генетики. Решается актуальная задача современного естествознания - создание целостной биологической картины
мира.
Повышение интереса к синтезу в науке свидетельствует о переходе от эмпирической к теоретической стадии познания. От получения фактов, через их
обобщение начинается выдвижение новых гипотез, далее обычно следует
их повторная
эмпирическая проверка (новые наблюдения, эксперименты, сравнения,
моделирования). Эмпирическая проверка ведет либо к опровержению гипотезы, либо
к ее подтверждению с той или иной степенью вероятности. Высоко достоверные
гипотезы становятся законами, из них слагаются теории. Но и эти законы, теории
носят относительный характер, так как рано или поздно могут быть пересмотрены.
Материал нашего пособия как раз и содержит такие общие
теоретические, концептуальные положения современной биологии, хотя в
определенной мере мы будем приводить и их эмпирические обоснования. Для начала
сформулируем эти положение в общем виде, чтобы яснее были видны конечные цели и
пути нашего экскурса в общую биологию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий