Самое удивительное свойство
нашего мира – это то, что он
познаваем.
А. Эйнштейн
Современная картина мира возникла в рамках естествознания,нашего мира – это то, что он
познаваем.
А. Эйнштейн
и поэтому называется естественно-научной. Она является ре-
зультатом синтеза фундаментальных открытий и результатов ис-
следования всех естественных наук в целом.
1. Объясните сущность современной естественно-научной картины мира.
2. На каких принципах основана современная картина мира?
3. В чем различие и в чем сходство между наукой и искусством?
4. Приведите примеры, которые доказывают сближение науки и искусства.
Для ответы на вопросы используйте данную ссылку.
СОВРЕМЕННАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
КАРТИНА МИРА
Современная физическая картина мира. Смена естественно-научной традиции.
Современный рационализм. Наука и искусство – два способа познания мира.
Самое удивительное свойство
нашего мира – это то, что он
познаваем.
А. Эйнштейн
Современная картина мира возникла в рамках естествознания, и поэтому называется естественно-научной. Она является результатом синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех естественных наук в целом. Существующая картина мира оказывает воздействие на другие науки, в том числе и на социально-гуманитарные. Например, это воздействие выражется в распространении концепций, стандартов и критериев есте-ствознания на другие науки. Хотя естественно-научная картина мира формируется из достижений и результатов познания наук о природе – естествознания, но картина мира в целом дополняется важнейшими концепциями и принципами общественных наук.
Современные представления о мире сложились практически целиком на основании достижений науки ХХ в. Теория относительности радикально изменила наше понимание
пространственно-временных отношений, квантовая механика – причинно-следственных связей. Современная космология нарисовала удивительную историю эволюции Метагалактики, начавшуюся около 10 − 20 млрд лет тому назад, раскрыла единство и це-
лостность космоса, проявляющиеся, прежде всего, во взаимосвязи фундаментальных физических взаимодействий. Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, соединила идеи эволюции и генетики в новую синтетическую теорию, на основе которой удалось понять механизмы образования и изменения живых организмов. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе. Математика, химия, информатика, языкознание, психология и другие науки также внесли немалый вклад в современную научную картину мира. Имеются все основания для того, чтобы сказать, что не в одном прошлом столетии наше понимание мира не претерпело столь значительных изменений в
результате развития науки. Сейчас все осознают огромное значе-
ние науки не только для практической деятельности, но и для
духовной жизни, для формирования современного мировоззрения.
Однако, несмотря на гигантские успехи распространения об-
разования и развития науки, человечество не избавилось от му-
чительных проблем и их даже не стало меньше. Широкое при-
менение науки и техники раскрыло не только их огромные сози-
дательные возможности, но и продемонстрировало всем, что они
могут быть использованы и против человека. Неотъемлемой ча-
стью современной картины мира являются глобальные пробле-
мы, выражающие глубинные противоречия современного этапа
единого исторического процесса развития. Это, несомненно, от-
ражается и на мировоззрении современной эпохи. Ведь недаром
высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распро-
странением суеверий и современных мифов, нередко облаченных
в научные одежды. Как писал Ф. Тютчев, ”чему бы жизнь нас не
учила, но сердце верит в чудеса.”
Рассматривая элементы теории относительности, квантовой фи-
зики, физики элементарных частиц, мы, по сути дела, знакоми-
лись с современной естественно-научной картиной мира, т.е.
той научной картиной природы, которая является итогом разви-
тия физического знания и естествознания в целом. Естественно-
научная картина мира рассматривает Вселенную как единое
целое. Наука рисует Вселенную как однородную, самосогласо-
ванную и простую в больших масштабах. Физика показала,
что ”инструкции” для самосогласованного однородного космоса
заключены в ее законах. Свойства фундаментальных взаимо-
действий определили развитие ранней Вселенной и организацию
ее единой структуры, отличающейся простотой в больших мас-
штабах.
При смене картины мира пересматриваются основные вопросы
мироздания, структура знаний и место науки в жизни общества.
Оказалось, что окружающий нас физический мир существовал
не всегда – это важнейшее научное открытие XX в. Вселенная
возникла внезапно, в результате Большого взрыва – чудовищного
катаклизма, когда температура и давление значительно превосхо-
дили их предельные значения, которые мы наблюдаем сегодня.
В настоящее время приходит осознание, что мир является
нелинейным. Нелинейность присуща не только физическим про-
цессам. Все глобальные процессы – экономические, социологиче-
ские, демографические, экологические – описываются нелиней-
ными законами. В естествознании активно исследуются процессы
самоорганизации материи. Показано, что новые структуры могут
возникать в точках ветвления системы (точках бифуркации), ко-
гда становится существенным выбор решения и пути развития, а в
промежутках между ними поведение системы описывается обыч-
ными причинно-следственными законами. Упорядоченные струк-
туры возникают не только в термодинамике, но и в астрофизике,
нелинейной оптике, химии, биологии, экологии, геологии и т.д.
Все это свидетельствует в пользу единства естествознания.
9.1. Современная физическая картина мира
Новая картина мира только формируется, она еще должна об-
рести универсальный язык, адекватный Природе. И. Тамм гово-
рил, что наша первейшая задача – научиться слушать природу,
чтобы понять ее язык. Картина мира, рисуемая современным есте-
ствознанием, необыкновенно сложна и одновременно проста. Ее
сложность состоит в том, что она может поставить в тупик чело-
века, привыкшего мыслить классическими представлениями с их
наглядной интерпретацией явлений и процессов, происходящих в
природе. С такой точки зрения современные представления о мире
выглядят в какой-то мере ”безумными”. Но, тем не менее, совре-
менное естествознание показывает, что в природе реализуется
все, что не запрещено ее законами, каким бы безумным и неверо-
ятным это ни казалось. В то же время современная картина мира
достаточна проста и стройна, поскольку для ее понимания требу-
ется не так много принципов и гипотез. Эти качества ей придают
такие ведущие принципы построения и организации современного
научного знания, как системность, глобальный эволюционизм,
самоорганизация и историчность.
Системность отражает воспроизведение наукой того факта, что
Вселенная предстает перед нами как самая крупная из извест-
ных нам систем, состоящая из огромного множества подсистем
различного уровня сложности и упорядоченности. Эффект систем-
ности состоит в появлении у системы новых свойств, которые
возникают благодаря взаимодействию ее элементов между собой.
Другое ее важнейшее свойство – иерархичность и субордина-
ция, т.е. последовательное включение систем нижних уровней в
системы более высоких уровней, что отражает их принципиальное
единство, так как каждый элемент системы оказывается связан-
ным со всеми другими элементами и подсистемами. Именно такой
принципиально единый характер демонстрирует нам Природа. По-
добным же образом организуется и современное естествознание.
В настоящее время можно утверждать, что практически вся со-
временная картина мира пронизана и преобразована физикой и
химией. Более того, она включает в себя наблюдателя, от при-
сутствия которого зависит наблюдаемая картина мира.
Глобальный эволюционизм означает признание того факта,
что Вселенная имеет эволюционный характер – Вселенная и все,
что в ней существует, постоянно развивается и эволюциони-
рует, т.е. в основе всего сущего лежат эволюционные, необрати-
мые процессы. Это свидетельствует о принципиальном единстве
мира, каждая составная часть которого есть историческое след-
ствие эволюционного процесса, начатого Большим взрывом. Идея
глобального эволюционизма позволяет также изучать все процес-
сы, протекающие в мире, с единой точки зрения как составляющие
общего мирового процесса развития. Поэтому основным объектом
изучения естествознания становится единая неделимая самоорга-
низующаяся Вселенная, развитие которой определяется универ-
сальными и практически неменяющимися законами Природы.
Самоорганизация – это способность материи к самоусложне-
нию и созданию все более упорядоченных структур в ходе эво-
люции. По-видимому, образование все более сложных структур
самой различной природы происходит по единому механизму, ко-
торый является универсальным для систем всех уровней.
Историчность заключается в признании принципиальной
незавершенности настоящей научной картины мира. И действи-
тельно, развитие общества, изменение его ценностных ориента-
ций, осознание важности исследования уникальности всей сово-
купности природных систем, в которые составной частью включен
и человек, будут непрерывно менять стратегию научного поиска
и наше отношение к миру, потому что весь окружающий нас мир
находится в состоянии постоянного и необратимого исторического
развития.
Одной из главных особенностей современной картины мира яв-
ляется ее абстрактный характер и отсутствие наглядности,
особенно на фундаментальном уровне. Последнее обусловлено
тем, что на этом уровне мы познаем мир не с помощью чувств, а
используя разнообразные приборы и устройства. При этом мы уже
принципиально не можем игнорировать те физические процессы,
с помощью которых получаем сведения об изучаемых объектах. В
результате оказалось, что мы не можем говорить об объектив-
ной реальности, существующей независимо от нас, как та-
ковой. Нам доступна лишь физическая реальность как часть
объективной реальности, которую мы познаем с помощью опыта
и нашего сознания, т.е. факты и числа, получаемые с помощью
приборов. При углублении и уточнении системы научных понятий
мы вынуждены все дальше уходить от чувственных восприятий и
от понятий, которые возникли на их основе.
Данные современного естествознания все больше подтвержда-
ют, что реальный мир бесконечно многообразен. Чем глубже мы
проникаем в тайны строения Вселенной, тем более многообразные
и тонкие связи обнаруживаем.
Коротко сформулируем те черты, которые составляют основу
современной естественно-научной картины мира.
• Пространство и время в современной картине мира
Суммируем кратко, как и почему изменялись и развивались
наши, казалось бы, очевидные и интуитивные представления о
пространстве и времени с физической точки зрения.
Уже в античном мире были выработаны первые материалисти-
ческие представления о пространстве и времени. В дальнейшем
они прошли сложный путь развития, особенно в ХХ в. Специ-
альная теория относительности установила неразрывную связь
пространства и времени, а общая теория относительности по-
казала зависимость этого единства от свойств материи. С
открытием расширения Вселенной и предсказанием черных дыр
пришло понимание, что во Вселенной имеются состояния ма-
терии, в которых свойства пространства и времени должны
кардинально отличаться от привычных нам в земных условиях.
Время часто сравнивают с рекой. Извечная река времени те-
чет сама по себе строго равномерно. ”Время течет” – таково наше
ощущение времени, и в этот поток вовлечены все события. Опыт
человечества показал, что поток времени неизменен: его нельзя
ни ускорить, ни замедлить, ни обратить назад. Он кажется неза-
висимым от событий и выступает как ни от чего не зависящая
длительность. Так возникло представление об абсолютном вре-
мени, которое, наряду с абсолютным пространством, где проис-
ходит движение всех тел, составляет основу классической физики.
Ньютон считал, что абсолютное, истинное, математическое
время, взятое само по себе без отношения к какому-нибудь телу,
протекает единообразно и равномерно. Общую картину мира, на-
рисованную Ньютоном, коротко можно выразить так: в бесконеч-
ном и абсолютном неизменном пространстве с течением времени
происходит движение миров. Оно может быть весьма сложным,
процессы на небесных телах разнообразны, но это никак не вли-
яет на пространство – “сцену”, где развертывается в неизменном
времени драма событий Вселенной. Поэтому ни у пространства,
ни у времени не может быть границ, или, образно говоря, река
времени не имеет истоков (начала). В противном случае это бы на-
рушало принцип неизменности времени и означало бы ”создание”
Вселенной. Отметим, что уже философам-материалистам Древней
Греции тезис о бесконечности мира представлялся доказанным.
В ньютоновской картине не возникало вопроса ни о структуре
времени и пространства, ни о их свойствах. Кроме длительности
и протяженности, у них других свойств не было. В этой картине
мира такие понятия, как ”сейчас”, ”раньше” и ”позже”, были абсо-
лютно очевидными и понятными. Ход земных часов не изменится,
если перенести их на любое космическое тело, а события, слу-
чившиеся при одинаковом показании часов где бы то ни было,
надо считать синхронными для всей Вселенной. Поэтому можно
использовать одни часы, чтобы установить однозначную хроноло-
гию. Однако, как только часы отдаляются на все большие рас-
стояния L, возникают трудности из-за того, что скорость света c
хоть и велика, но конечна. Действительно, если наблюдать за от-
даленными часами, например, в телескоп, то мы заметим, что они
отстают на величину L/c. Это отражает тот факт, что “единого
мирового потока времени” просто нет.
Специальная теория относительности обнаружила еще один па-
радокс. При изучении движения со скоростями, сравнимыми со
скоростью света, выяснилось, что река времени не так проста,
как думали раньше. Эта теория показала, что понятия ”сейчас”,
”позже” и ”раньше” имеют простой смысл только для событий,
которые происходят недалеко друг от друга. Когда сравниваемые
события происходят далеко, то эти понятия однозначны только в
том случае, если сигнал, идущий со скоростью света, успел дойти
от места одного события до места, где произошло другое. Если это
не так, то соотношение “раньше”–“позже” неоднозначно и зависит
от состояния движения наблюдателя. То, что было ”раньше” для
одного наблюдателя, может быть ”позже” для другого. Такие со-
бытия не могут влиять друг на друга, т.е. не могут быть причинно
связанными. Это обусловлено тем, что скорость света в пустоте
всегда постоянна. Она не зависит от движения наблюдателя и яв-
ляется предельно большой. Ничто в природе не может двигаться
быстрее света. Еще более удивительным оказалось то, что тече-
ние времени зависит от скорости движения тела, т.е. секунда
на движущихся часах становится ”длиннее”, чем на неподвижных.
Время течет тем медленнее, чем быстрее по отношению к на-
блюдателю движется тело. Этот факт надежно измерен и в опы-
тах с элементарными частицами, и в прямых опытах с часами на
летящем самолете. Таким образом, свойства времени только каза-
лись неизменными. Релятивистская теория установила нераз-
рывную связь времени с пространством. Изменение временных
свойств процессов всегда связаны с изменением пространственных
свойств.
Дальнейшее развитие понятие времени получило в общей тео-
рии относительности, которая показала, что на темп времени
влияет поле тяготения. Чем сильнее гравитация, тем медлен-
нее течет время по сравнению с его течением вдали от тяготею-
щих тел, т.е. время зависит от свойств движущейся материи.
Наблюдаемое извне время на планете течет тем медленнее, чем
она массивнее и плотнее. Этот эффект имеет абсолютный харак-
тер. Таким образом, время является локально неоднородным и на
его ход можно оказывать влияние. Правда, наблюдаемый эффект
обычно мал.
Теперь уже река времени скорее представляется текущей не
везде одинаково и величаво: быстро в сужениях, медленно на пле-
сах, разбитой на множество рукавов и ручейков с разной скоро-
стью течения в зависимости от условий.
Теория относительности подтвердила философскую идею, со-
гласно которой время лишено самостоятельной физической ре-
альности и вместе с пространством является лишь необходимым
средством наблюдения и познания окружающего мира разумны-
ми существами. Таким образом, концепция абсолютного времени
как единого потока, равномерно текущего независимо от наблю-
дателя, была разрушена. Абсолютного времени как оторванной
от материи сущности нет, но есть абсолютная скорость любого
изменения и даже абсолютный возраст мироздания, рассчитанный
учеными. Скорость света сохраняет свое постоянство даже в неод-
нородном времени.
Дальнейшие изменения в представлениях о времени и про-
странстве произошли в связи с открытием черных дыр и теории
расширения Вселенной. Оказалось, что в сингулярности простран-
ство и время перестают существовать в обычном смысле этого
слова. Сингулярность – это место, где разрушается классическая
концепция пространства и времени, так же как и все известные
законы физики. В сингулярности свойства времени кардиналь-
но изменяются и приобретают квантовые черты. Как образно
написал один из известнейших физиков современности С. Хокинг:
“...непрерывный поток времени состоит из ненаблюдаемого ис-
тинно дискретного процесса, подобно рассматриваемому издали
непрерывному потоку песка в песочных часах, хотя этот поток со-
стоит из дискретных песчинок – река времени дробится здесь на
неделимые капли...” (Хокинг, 1990).
Но нельзя считать, что сингулярность – это граница времени,
за которой существование материи происходит уже вне времени.
Просто здесь пространственно-временные формы существования
материи приобретают совсем необычный характер, а многие при-
вычные понятия становятся порой бессмысленными. Однако при
попытке представить себе, что это такое, мы попадаем в затрудни-
тельное положение из-за особенностей нашего мышления и языка.
”Здесь перед нами вырастает психологический барьер, связанный
с тем, что мы не знаем, как воспринимать понятия пространства
и времени на этом этапе, когда они еще не существовали в на-
шем традиционном понимании. У меня при этом появляется такое
ощущение, как будто я внезапно попал в густой туман, в котором
предметы теряют свои привычные очертания” (Б. Ловелл).
О характере законов природы в сингулярности пока только
догадываются. Это передний край современной науки, и многое
здесь будет еще уточняться. Время и пространство приобретают в
сингулярности совсем другие свойства. Они могут быть квантовы-
ми, могут иметь сложное топологическое строение и т.д. Но в на-
стоящее время понять это детально не представляется возможным
не только потому, что очень сложно, но и потому, что специалисты
сами не очень хорошо знают, что все это может означать, тем са-
мым подчеркивая, что наглядные интуитивные представления
о времени и пространстве как неизменной длительности всего
сущего правильны лишь в определенных условиях. При переходе
к другим условиям должны быть существенно изменены и наши
представления о них.
• Поле и вещество, взаимодействие
Сформировавшиеся в рамках электромагнитной картины поня-
тия поля и вещества получили дальнейшее развитие в совре-
менной картине мира, где содержание этих понятий существенно
углубилось и обогатилось. Вместо двух видов полей, как в элек-
тромагнитной картине мира, теперь рассматривается четыре, при
этом электромагнитное и слабое взаимодействия удалось описать
единой теорией электрослабых взаимодействий. Все четыре поля
на корпускулярном языке интерпретируются как фундаменталь-
ные бозоны (всего 13 бозонов). Каждый предмет природы является
сложным образованием, т.е. имеет структуру (состоит из каких-
либо частей). Вещество состоит из молекул, молекулы – из атомов,
атомы – из электронов и ядер. Атомные ядра состоят из прото-
нов и нейтронов (нуклонов), которые, в свою очередь, состоят из
кварков и антикварков. Последние сами по себе – в свободном
состоянии, не существуют и не имеют никаких отдельных частей,
как электроны и позитроны. Но по современным представлени-
ям они потенциально могут содержать в себе целые замкнутые
миры, имеющие собственную внутреннюю структуру. В конечном
счете вещество состоит из фундаментальных фермионов – ше-
сти лептонов и шести кварков (не считая антилептонов и анти-
кварков).
В современной картине мира основным материальным объек-
том является вездесущее квантовое поле, переход его из одного
состояния в другое меняет число частиц. Здесь уже нет непрохо-
димой границы между веществом и полем. На уровне элемен-
тарных частиц постоянно происходят взаимопревращения поля и
вещества.
Согласно современным взглядам взаимодействие любого ви-
да имеет своего физического посредника. Такое представление
основано на том, что скорость передачи воздействия ограничена
фундаментальным пределом – скоростью света. Поэтому притя-
жение или отталкивание передается через вакуум. Упрощенную
современную модель процесса взаимодействия можно представить
следующим образом. Заряд-фермион создает вокруг частицы по-
ле, порождающее присущие ему частицы-бозоны. По своей при-
роде это поле близко к тому состоянию, которое физики при-
писывают вакууму. Можно сказать, что заряд возмущает ваку-
ум, и это возмущение с затуханием передается на определенное
расстояние. Частицы поля являются виртуальными – они суще-
ствуют очень короткое время и в эксперименте не наблюдают-
ся. Две частицы, оказавшись в радиусе действия своих зарядов,
начинают обмениваться виртуальными частицами: одна частица
испускает бозон и тут же поглощает идентичный бозон, испу-
щенный другой частицей, с которой она взаимодействует. Обмен
бозонами создает эффект притяжения или отталкивания между
взаимодействующими частицами. Таким образом, каждой части-
це, участвующей в одном из фундаментальных взаимодействий,
соответствует своя бозонная частица, переносящая это взаимо-
действие. Каждому фундаментальному взаимодействию прису-
щи свои переносчики-бозоны. Для гравитации – это гравитоны,
для электромагнитных взаимодействий – фотоны, сильное взаи-
модействие обеспечивается глюонами, слабое – тремя тяжелыми
бозонами. Эти четыре типа взаимодействий лежат в основе всех
других известных форм движения материи. Более того, имеются
основания считать, что все фундаментальные взаимодействия не
независимы, а могут быть описаны в рамках единой теории, кото-
рую называют суперобъединением. Это еще одно доказательство
единства и целостности природы.
• Взаимопревращения частиц
Взаимопревращаемость – характерная черта субатомных ча-
стиц. Электромагнитной картине мира была присуща стабиль-
ность; недаром в ее основе лежат стабильные частицы – элек-
трон, позитрон и фотон. Но стабильные элементарные части-
цы – это исключение, а правилом является нестабильность.
Почти все элементарные частицы нестабильны – они самопроиз-
вольно (спонтанно) распадаются и превращаются в другие части-
цы. Взаимопревращения происходят и при столкновениях частиц.
Для примера покажем возможные превращения при столкновении
двух протонов при различных (возрастающих) уровнях энергии:
+
p + p → p + n + π ,
p + p → p + Λ0 + K+,
+ 0
p + p → p + Σ + K ,
p + p → n + Λ0 + K+ + π+,
p + p → p + Θ0 + K0 + K+,
p + p → p + p + p + p.¯
Здесь p¯ – антипротон.
Подчеркнем, что при столкновениях в действительности проис-
ходит не расщепление частиц, а рождение новых частиц; они
рождаются за счет энергии сталкивающихся частиц. При этом
возможны не любые превращения частиц. Способы преобразова-
ния частиц при столкновениях подчиняются определенным зако-
нам, которые могут быть использованы для описания мира суб-
атомных частиц. В мире элементарных частиц действует правило:
разрешено все, что не запрещают законы сохранения. Послед-
ние играют роль правил запрета, регулирующих взаимопревра-
щения частиц. Прежде всего, это законы сохранения энергии,
импульса и электрического заряда. Эти три закона объясняют
стабильность электрона. Из закона сохранения энергии и импуль-
са следует, что суммарная масса продуктов распада меньше массы
покоя распадающейся частицы. Существует много специфических
”зарядов”, сохранение которых также регулируют взаимопревра-
щения частиц: барионный заряд, четность (пространственная, вре-
менная и зарядовая), странность, очарование и др. Некоторые из
них не сохраняются при слабых взаимодействиях. Законы сохра-
нения связаны с симметрией, которая, как считают многие физи-
ки, является отражением гармонии фундаментальных законов
природы. Видимо, не зря еще философы древности рассматрива-
ли симметрию как воплощение красоты, гармонии и совершенства.
Можно даже сказать, что симметрия в единстве с асимметрией
правят миром.
Квантовая теория показала, что вещество постоянно находится
в движении, не оставаясь в состоянии покоя ни на мгновение. Это
говорит о фундаментальной подвижности материи, ее динамизме.
Материя не может существовать без движения и становления.
Частицы субатомного мира активны не потому, что они очень
быстро движутся, но потому, что они – процессы сами по себе.
Поэтому говорят, что вещество имеет динамическую природу,
а составные части атома, субатомные частицы, существуют не в
виде самостоятельных единиц, а в виде неотъемлемых компонен-
тов неразрывной сети взаимодействий. Эти взаимодействия питает
бесконечный поток энергии, проявляющийся в обменах частица-
ми, динамическом чередовании стадий созидания и разрушения,
а также в беспрестанных изменениях энергетических структур.
В результате взаимодействий образуются устойчивые единицы, из
которых и состоят материальные тела. Эти единицы также рит-
мически колеблются. Все субатомные частицы имеют релятивист-
скую природу, и их свойства невозможно понять вне их взаи-
модействий. Все они неразрывно связаны с окружающим их про-
странством, и не могут рассматриваться в отрыве от него. С одной
стороны, частицы оказывают влияние на пространство, с другой –
они являются не самостоятельными частицами, а, скорее, сгуст-
ками поля, пронизывающими пространство. Изучение субатомных
частиц и их взаимодействий открывает нашему взору не мир хао-
са, а в высшей степени упорядоченный мир, несмотря на то, что в
этом мире безраздельно властвует ритм, движение и непрестанное
изменение.
Динамическая природа мироздания проявляется не только на
уровне бесконечно малого, но и при изучении астрономических
явлений. Мощные телескопы помогают ученым следить за непре-
станным движением вещества в космосе. Вращающиеся облака
газообразного водорода, сгущаясь, уплотняются и постепенно пре-
вращаются в звезды. При этом температура их сильно возрастает,
они начинают светиться. Со временем водородное топливо выго-
рает, звезды увеличиваются в размерах, расширяются, затем сжи-
маются и заканчивают свою жизнь гравитационным коллапсом,
при этом некоторые из них превращаются в черные дыры. Все эти
процессы происходят в различных уголках расширяющейся Все-
ленной. Таким образом, вся Вселенная вовлечена в бесконечный
процесс движения или, говоря словами восточных философов, в
постоянный космический танец энергии.
• Вероятность в современной картине мира
Механическая и электромагнитные картины мира построены
на динамических закономерностях. Вероятность там допускает-
ся лишь в связи с неполнотой наших знаний, подразумевая,
что с ростом знаний и уточнением деталей вероятностные законы
уступят место динамическим. В современной картине мира ситуа-
ция принципиально иная – здесь фундаментальными являются
вероятностные закономерности, несводимые к динамическим.
Нельзя точно предсказать, какое превращение частиц произойдет,
можно говорить только о вероятности того или иного превраще-
ния; нельзя предсказать момент распада частицы и т.д. Но это
не означает, что атомные явления протекают совершенно произ-
вольным образом. Поведение любой части целого обусловлено ее
многочисленными связями с последним, а поскольку об этих свя-
зях мы, как правило, не знаем, нам приходится от классических
понятий причинности перейти к представлениям о статистической
причинности.
Законы атомной физики имеют природу статистических законо-
мерностей, согласно которым вероятность атомных явлений опре-
деляется динамикой всей системы. Если в классической физике
свойства и поведение целого определяются свойствами и поведе-
нием его отдельных частей, то в квантовой физике все обстоит со-
вершенно иначе: поведение частей целого определяется самим
целым. В современной картине мира случайность стала принци-
пиально важным атрибутом; она выступает здесь в диалектиче-
ской взаимосвязи с необходимостью, что и предопределяет фун-
даментальность вероятностных закономерностей. Случайность и
неопределенность лежат в основе природы вещей, поэтому язык
вероятности стал нормой при описании физических законов. Гос-
подство вероятности в современной картине мира подчеркивает ее
диалектичность, а стохастичность и неопределенность являются
важными атрибутами современного рационализма.
• Физический вакуум
Фундаментальные бозоны представляют возбуждения сило-
вых полей. Когда все поля находятся в основном (невозбужден-
ном) состоянии, то говорят, что это и есть физический вакуум.
В прежних картинах мира вакуум рассматривался просто как пу-
стота. В современной – это не пустота в обычном смысле, а
основное состояние физических полей, вакуум ”заполнен” вир-
туальными частицами. Понятие ”виртуальная частица” тесно
связано с соотношением неопределенностей для энергии и време-
ни. Она принципиально отличается от обычной частицы, которую
можно наблюдать в эксперименте.
Виртуальная частица существует столь малое время ∆t, что
определяемая соотношением неопределенностей энергия ∆E =
/∆t оказывается достаточной для ”рождения” массы, равной мас-
се виртуальной частицы. Эти частицы появляются сами по себе
и тут же исчезают, считается, что они не требуют затрат энер-
гии. По замечанию одного из физиков, виртуальная частица ведет
себя как кассир-мошенник, регулярно успевающий вернуть взя-
тые из кассы деньги, прежде чем это заметят. В физике мы не
так редко встречаемся с вполне реально существующим, но до
случая себя не проявляющим. Например, атом в основном состоя-
нии не испускает излучения. Значит, если на него не действовать,
он останется ненаблюдаемым. Говорят, что виртуальные частицы
ненаблюдаемы. Но они ненаблюдаемы до тех пор, пока на них
определенным образом не подействовать. Когда же они сталкива-
ются с реальными частицами, имеющие соответствующую энер-
гию, то происходит рождение реальных частиц, т.е. виртуальные
частицы превращаются в реальные.
Физический вакуум представляет собой пространство, в ко-
тором рождаются и уничтожаются виртуальные частицы. В
этом смысле физический вакуум обладает определенной энерги-
ей, соответствующей энергии основного состояния, которая по-
стоянно перераспределяется между виртуальными частицами. Но
воспользоваться энергией вакуума мы не можем, потому что
это самое низкое энергетическое состояние полей, соответствую-
щее самой минимальной энергии (меньше быть не может). При
наличии внешнего источника энергии можно реализовать возбуж-
денные состояния полей – тогда будут наблюдаться обычные ча-
стицы. С этой точки зрения обычный электрон теперь представ-
ляется как бы окруженным ”облаком” или ”шубой” виртуальных
фотонов. Обычный фотон движется ”в сопровождении” виртуаль-
ных электрон-позитронных пар. Рассеяние электрона на электроне
можно рассматривать как обмен виртуальными фотонами. Точно
так же каждый нуклон окружен облаками мезонов, которые су-
ществуют очень недолго.
При некоторых обстоятельствах виртуальные мезоны могут
превратиться в реальные нуклоны. Виртуальные частицы спонтан-
но возникают из пустоты и снова в ней растворяются, даже если
поблизости нет других частиц, которые могут участвовать в силь-
ных взаимодействиях. Это также свидетельствует о неразрывном
единстве вещества и пустого пространства. Вакуум содержит
бесчисленное множество беспорядочно возникающих и исчезаю-
щих частиц. Связь между виртуальными частицами и вакуумом
имеет динамическую природу; образно говоря, вакуум есть ”жи-
вая пустота” в полном смысле этого слова, в его пульсациях берут
начало бесконечные ритмы рождений и разрушений.
Как показывают эксперименты, виртуальные частицы в вакууме
вполне реально воздействуют на реальные объекты, например, на
элементарные частицы. Физики знают, что отдельные виртуаль-
ные частицы вакуума невозможно обнаружить, но их суммарное
воздействие на обычные частицы опыт замечает. Все это соответ-
ствует принципу наблюдаемости.
Многие физики считают открытие динамической сущности ва-
куума одним из важнейших достижений современной физики. Из
пустого вместилища всех физических явлений пустота преврати-
лась в динамическую сущность огромной важности. Физический
вакуум принимает непосредственное участие в формировании ка-
чественных и количественных свойств физических объектов. Та-
кие свойства, как спин, масса, заряд, проявляются именно при
взаимодействии с вакуумом. Поэтому любой физический объект
в настоящее время рассматривается как момент, элемент кос-
мической эволюции Вселенной, а вакуум считается мировым
материальным фоном. Современная физика демонстрирует, что
на уровне микромира материальные тела не имеют собственной
сущности, они являются неразрывно связанными со своим окру-
жением: их свойства могут восприниматься только в терминах их
воздействий с окружающим миром. Таким образом, неразрывное
единство мироздания проявляется не только в мире бесконечно
малого, но и в мире сверхбольшого – этот факт получает призна-
ние в современной физике и космологии.
В отличие от предыдущих картин мира, современная
естественно-научная картина рассматривает мир на существен-
но более глубоком, более фундаментальном уровне. Атомистиче-
ская концепция присутствовала во всех прежних картинах мира,
но только в XX в. удалось создать теорию атома, позволившую
объяснить периодическую систему элементов, образование хими-
ческой связи и т.д. Современная картина объяснила мир микро-
явлений, исследовала необычные свойства микрообъектов и ради-
кальным образом воздействовала на наши представления, которые
вырабатывались веками, заставила кардинально пересмотреть их
и решительно порвать с некоторыми традиционными взглядами и
подходами.
Все прежние картины мира страдали метафизичностью; они ис-
ходили из четкого разграничения всех исследуемых сущностей,
стабильности, статичности. Сначала преувеличивалась роль меха-
нических движений, все сводилось к законам механики, затем –
к электромагнетизму. Современная картина мира порвала с та-
кой ориентацией. В ее основе лежат взаимопревращения, игра
случая, многообразие явлений. Основанная на вероятностных за-
конах, современная картина мира диалектична; она значительно
точнее, чем прежние картины, отражает диалектически противо-
речивую действительность.
Раньше вещество, поле и вакуум рассматривали раздельно. В
современной картине мира вещество, как и поле, состоит из
элементарных частиц, которые взаимодействуют друг с дру-
гом, взаимопревращаются. Вакуум ”превратился” в одну из раз-
новидностей материи и ”состоит” из виртуальных частиц, взаи-
модействующих друг с другом и с обычными частицами. Таким
образом, исчезает граница между веществом, полем и вакуумом.
На фундаментальном уровне все грани в природе действитель-
но оказываются условными.
В современной картине мира физика тесно объединяется с дру-
гими естественными науками – она фактически сливается с хими-
ей и выступает в тесном союзе с биологией; недаром эту картину
мира называют естественно-научной. Для нее характерно стира-
ние всех и всяческих граней. Здесь пространство и время высту-
пают как единый пространственно-временной континуум, масса
и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движение
объединяются и образуют единый объект, вещество и поле взаи-
мопревращаются. Исчезают границы между традиционными раз-
делами внутри самой физики, а, казалось бы, такие далекие дис-
циплины, как физика элементарных частиц и астрофизика, ока-
зываются настолько связанными, что многие говорят о революции
в космологии.
Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных откры-
тых систем, развитие которых подчиняется общим закономерно-
стям. При этом он имеет свою историю, в общих чертах известную
современной науке, начиная от Большого взрыва. Науке известны
не только “даты”, но и во многом сами механизмы эволюции Все-
ленной от Большого взрыва до наших дней. Краткая хронология
20 млрд лет назад Большой взрыв
3 минуты спустя Образование вещественной основы Вселенной
Через несколько сотен лет Появление атомов (легких элементов)
19-17 млрд лет назад Образование разномасштабных структур (га-
лактик)
15 млрд лет назад Появление звезд первого поколения, обра-
зование тяжелых атомов
5 млрд лет назад Рождение Солнца
4,6 млрд лет назад Образование Земли
3,8 млрд лет назад Зарождение жизни
450 млн лет назад Появление растений
150 млн лет назад Появление млекопитающих
2 млн лет назад Начало антропогенеза
9.2. Смена естественно-научной традиции
...Разум есть способность видеть
связь общего с частным.
И. Кант
Достижения естествознания, и прежде всего физики, в свое
время убедили человечество, что окружающий нас мир можно
объяснить и предсказать его развитие, абстрагируясь от Бога и
человека. Лапласовский детерминизм сделал человека сторонним
наблюдателем, для него было создано отдельное – гуманитарное
знание. В результате все прежние картины мира создавались
как бы извне: исследователь изучал окружающий мир отстранен-
но, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно иссле-
довать явления, не нарушая их течения. Н. Моисеев пишет: ”В
науке прошлого с ее стремлением к прозрачным и ясным схемам,
с ее глубокой убежденностью, что мир в своей основе достаточно
прост, человек превратился в стороннего наблюдателя, изучающе-
го мир ”извне”. Возникло странное противоречие – человек все
же существует, но существует как бы сам по себе. А космос, при-
рода – тоже сами по себе. И объединились они, если это можно
назвать объединением, только на основе религиозных воззрений”.
(Моисеев, 1988.)
В процессе создания современной картины мира эта традиция
решительно ломается. Она сменяется принципиально иным подхо-
дом к изучению природы; теперь научная картина мира создается
уже не ”извне”, а ”изнутри”, сам исследователь становится
неотъемлемой частью создаваемой им картины. Об этом хоро-
шо сказал В. Гейзенберг: ”В поле зрения современной науки пре-
жде всего – сеть взаимоотношений человека с природой, те связи,
в силу которых мы, телесные существа, представляем собой часть
природы, зависящую от других ее частей, и в силу которых сама
природа оказывается предметом нашей мысли и действия только
вместе с человеком. Наука уже не занимает позиции только на-
блюдателя природы, она осознает себя как частный вид взаимодей-
ствия человека с природой. Научный метод, сводившийся к изоля-
ции, аналитическому объединению и упорядочению, натолкнулся
на свои границы. Оказалось, что его действие изменяет и преобра-
зует предмет познания, вследствие чего сам метод уже не может
быть отстранен от предмета. В результате, естественно-научная
картина мира, по-существу, перестает быть только естественно-
научной.” (Гейзенберг, 1987.)
Таким образом, познание природы предполагает присут-
ствие человека, и надо ясно осознавать, что мы, как выразился
Н. Бор, не только зрители спектакля, но одновременно и дей-
ствующие лица драмы. Необходимость отказа от существующей
естественно-научной традиции, когда человек отстранился от при-
роды и мысленно бесконечно детально готов был ее препариро-
вать, хорошо осознавал уже 200 лет назад Гете:
Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушить
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать. (”Фауст”.)
Особенно ярко новый подход к исследованию природы проде-
монстрировал В. Вернадский, создавший учение о ноосфере –
сфере Разума – биосфере, развитие которой целенаправлен-
но управляется человеком. В. Вернадский рассматривал человека
как важнейшее звено в эволюции природы, который не только под-
вергается влиянию природных процессов, но и, будучи носителем
разума, способен целенаправленно воздействовать на эти про-
цессы. Как отмечает Н. Моисеев, ”учение о ноосфере оказалось
как раз тем звеном, которое позволило связать картину, рожден-
ную современной физикой, с общей панорамой развития жизни –
не только биологической эволюции, но и общественного прогрес-
са... Очень многое нам еще не ясно и скрыто от нашего взора. Тем
не менее сейчас перед нами развертывается грандиозная гипоте-
тическая картина процесса самоорганизации материи от Большого
взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда
ей становится присущ разум, способный обеспечить ее целена-
правленное развитие”. (Моисеев, 1988.)
9.3. Современный рационализм
В XX в. физика возвысилась до уровня науки об основах бы-
тия и его становления в живой и неживой природе. Но это не
означает, что все формы существования материи сводятся к физи-
ческим основаниям, речь идет о принципах и подходах к модели-
рованию и освоению целостного мира человеком, который и сам
является его частью, и осознает себя таковым. Мы уже отмеча-
ли, что в основе всякого научного знания лежит рациональное
мышление. Развитие естествознания привело к новому понима-
нию научной рациональности. Согласно Н. Моисееву, различа-
ют: классический рационализм, т.е. классическое мышление,–
когда человек ”задает” вопросы Природе, а Природа отвечает, как
она устроена; неклассический (квантово-физический) или со-
временный рационализм – человек задает Природе вопросы, но
ответы уже зависят не только от того, как она устроена, но и
от способа постановки этих вопросов (относительность к сред-
ствам наблюдения). Пробивает дорогу третий тип рационально-
сти – постнеклассическое или эволюционно-синергетическое
мышление, когда ответы зависят и от того, как был задан вопрос,
и от того, как устроена Природа, и какова ее предыстория. Сама
же постановка вопроса человеком зависит от уровня его развития,
его культурных ценностей, которые, по сути, определяются всей
историей цивилизации.
• Классический рационализм
Рационализм есть система взглядов и суждений об окружа-
ющем мире, которая основывается на выводах и логических
заключениях разума. При этом не исключается влияние эмо-
ций, интуитивных прозрений и т.п. Но всегда можно отличить
рациональный образ мышления, рациональные суждения от ирра-
циональных. Истоки рационализма как образа мышления лежат
в глубокой древности. Весь строй античного мышления был ра-
ционалистичен. Рождение современного научного метода связы-
вают с революцией Коперника–Галилея–Ньютона. В этот период
подверглись коренному слому взгляды, утвердившиеся со времен
античности, сформировалось понятие современной науки. Имен-
но отсюда родился научный метод формирования утверждений о
природе взаимосвязей в окружающем мире, который опирается на
цепочки логических заключений и эмпирический материал. В
результате сформировался образ мышления, который теперь на-
зывают классическим рационализмом. В его рамках утвердился
не только научный метод, но и целостное миропонимание – некая
целостная картина мироздания и процессов, которые в нем проис-
ходят. В ее основе лежало представление о Вселенной, возникшее
после революции Коперника–Галилея–Ньютона. После сложной
схемы Птолемея Вселенная предстала в своей удивительной про-
стоте, законы Ньютона оказались простыми и понятными. Новые
воззрения объяснили, почему все происходит так, а не иначе. Но
со временем эта картина усложнилась.
В XIX в. мир уже предстал перед людьми как некий слож-
ный механизм, который однажды был когда-то и кем-то запущен
и который действует по вполне определенным, раз и навсегда на-
чертанным и познаваемым законам. В результате возникла вера в
неограниченность знаний, которая была основана на успехах на-
уки. Но в этой картине самому человеку места не оказалось. В ней
он был лишь только наблюдатель, не способный влиять на всегда
определенный ход событий, но способный регистрировать проис-
ходящие события, устанавливать связи между явлениями, други-
ми словами, познавать законы, управляющие этим механизмом и,
таким образом, предугадывать возникновение тех или иных собы-
тий, оставаясь посторонним наблюдателем всего, что происходит
во Вселенной. Таким образом, человек эпохи Просвещения – все-
го лишь посторонний наблюдатель того, что происходит во Все-
ленной. Для сравнения вспомним, что в античной Греции человек
приравнивался к богам, он был в силах вмешиваться в происхо-
дящие вокруг него события.
Но человек – не просто наблюдатель, он способен познавать
Истину и ставить ее на службу самому себе, предсказывая ход
событий. Именно в рамках рационализма возникло представление
об Абсолютной истине, т.е. о том, что есть на самом деле –
что от человека не зависит. Убежденность в существовании Аб-
солютной истины позволила Ф. Бэкону сформулировать знаме-
нитый тезис о покорении Природы: знания человеку нужны для
того, чтобы ставить себе на службу силы Природы. Изменять
законы Природы человек не в состоянии, но заставить их слу-
жить человечеству он может. Таким образом, у науки появилась
цель – умножать силы человеческие. Природа теперь представля-
ется неисчерпаемым резервуаром, предназначенным для того, что-
бы удовлетворять его безгранично растущие потребности. Наука
становится средством покорения Природы, источником челове-
ческой активности. Такая парадигма в конечном счете и привела
человека на край пропасти.
Классический рационализм установил возможности позна-
ния законов Природы и их использования для утверждения мо-
гущества человека. Одновременно появились представления о за-
претах. Оказалось, что существуют и различные ограничения,
непреодолимые принципиально. Такими ограничениями являет-
ся, прежде всего, закон сохранения энергии, который носит абсо-
лютный характер. Энергия может переходить из одной формы в
другую, но не может возникать из ничего и не может исчезать. От-
сюда вытекает невозможность создания вечного двигателя – это
не технические трудности, а запрет Природы. Другой пример –
второй закон термодинамики (закон о неубывании энтропии).
В рамках классического рационализма человек осознает не
только свое могущество, но и собственную ограниченность.
Классический рационализм – детище европейской цивилизации,
его корни уходят в античный мир. Это величайший прорыв че-
ловечества, открывший горизонты современной науки. Рациона-
лизм – есть некий образ мышления, чье влияние испытали на
себе и философия, и религия.
В рамках рационализма сложился один из важнейших подхо-
дов к изучению сложных явлений и систем – редукционизм,
суть которого состоит в том, что, зная свойства отдельных эле-
ментов, составляющих систему, и особенности их взаимодей-
ствия, можно предсказать свойства всей системы. Другими
словами, свойства системы выводятся из свойств элементов и
структуры взаимодействия и являются их следствием. Таким обра-
зом, изучение свойств системы сводят к изучению взаимодействия
отдельных ее элементов. Это и составляет основу редукциониз-
ма. При таком подходе решено множество важнейших проблем
естествознания, он часто дает хорошие результаты. Когда говорят
слово “редукционизм”, то имеют в виду также и попытки заме-
нить исследование сложного реального явления некоторой сильно
упрощенной моделью, его наглядной интерпретацией. Построение
такой модели – достаточно простой для изучения ее свойств и од-
новременно отражающей определенные и важные свойства для ис-
следования реальности, всегда является искусством, и каких-либо
общих рецептов наука предложить не может. Идеи редукционизма
оказались весьма плодотворными не только в механике и физике,
но и в химии, биологии и других областях естествознания. Клас-
сический рационализм и идеи редукционизма, сводящие изучение
сложных систем к анализу отдельных их составляющих и струк-
туры их взаимодействий, представляют важный этап в истории
не только науки, но и всей цивилизации. Именно им в первую
очередь обязано современное естествознание своими основными
успехами. Они были необходимым и неизбежным этапом разви-
тия естествознания и истории мысли, но, будучи плодотворными
в определенных сферах, эти идеи оказались не универсальными.
Несмотря на успехи рационализма и связанное с ним бурное
развитие естественных наук, рационализм как образ мышления
и основа миропонимания не превратился в некую универсальную
веру. Дело в том, что в любом научном анализе присутствуют
элементы чувственного начала, интуиции исследователя и да-
леко не всегда чувственное переводится в логическое, так как
при этом теряется часть информации. Наблюдение за природой
и успехи естествознания постоянно стимулировали рационалисти-
ческое мышление, которое, в свою очередь, способствовало раз-
витию естествознания. Сама реальность (т.е. воспринимаемый че-
ловеком окружающий мир) порождала рациональные схемы. Они
рождали методы и формировали методологию, которая и станови-
лась инструментом, позволявшим рисовать картину мира.
Разделение духа и материи – наиболее слабое место в концеп-
ции классического рационализма. Кроме этого, он привел к тому,
что в сознании ученых глубоко укоренилась убежденность в том,
что окружающий мир прост: он прост потому, что такова реаль-
ность, а любая сложность от нашего неумения связать наблюдае-
мое в простую схему. Именно эта простота позволяла строить ра-
циональные схемы, получать практически важные следствия, объ-
яснять происходящее, строить машины, облегчать жизнь людей и
т.д. В основе простоты реальности, которую изучало естествозна-
ние, лежали такие, казалось, ”очевидности”, как представления
об универсальности времени и пространства (время всюду и все-
гда течет одинаково, пространство однородно) и т.п. Не всегда
эти представления могли быть объяснены, но они всегда казались
простыми и понятными, как говорят, само собой разумеющими-
ся и не нуждающимися в обсуждении. Ученые были убеждены,
что это есть аксиомы, раз и навсегда определенные, потому что
в реальности происходит так, а не иначе. Классическому рацио-
нализму была присуща парадигма абсолютного знания, которое
утверждалось всей эпохой Просвещения.
• Современный рационализм
В ХХ в. от этой простоты, от того, что казалось само собой
разумеющимся и понятным, пришлось отказаться и принять, что
мир устроен гораздо сложнее, что все может быть совсем иначе,
чем привыкли думать ученые, опираясь на реальность окружа-
ющего, что классические представления – всего лишь частные
случаи того, что может быть на самом деле.
Существенный вклад в это внесли и русские ученые. Основа-
тель русской школы физиологии и психиатрии И. Сеченов посто-
янно подчеркивал, что человека можно познать только в един-
стве его плоти, души и Природы, которая его окружает. Посте-
пенно в сознании научного сообщества утверждалось представ-
ление о единстве окружающего мира, о включенности человека
в Природу, о том, что человек и Природа представляют собой
нерасторжимое единство. Человека нельзя мыслить только
наблюдателем – он сам действующий субъект системы. Такое
мировосприятие русской философской мысли называют русским
космизмом.
Одним из первых, кто способствовал разрушению естествен-
ной простоты окружающего мира, был Н. Лобаческий. Он от-
крыл, что кроме геометрии Евклида могут существовать и другие
непротиворечивые и логически стройные геометрии – неевклидо-
вы геометрии. Это открытие означало, что ответ на вопрос, какова
геометрия реального мира, вовсе не прост, и что она может быть
отличной от евклидовой. На этот вопрос должна ответить экспе-
риментальная физика.
В конце XIX в. было разрушено еще одно из основополагающих
представлений классического рационализма – закон сложения ско-
ростей. Также было показано, что скорость света не зависит от
того, направлен световой сигнал вдоль скорости движения Земли
или против (эксперименты Майкельсона–Морли). Чтобы это как-
то интерпретировать, пришлось признать как аксиому существо-
вание предельной скорости распространения любого сигнала. В
начале XX в. рухнул еще целый ряд опор классического рацио-
нализма, среди которых особое значение имело изменение пред-
ставления об одновременности. Все это привело к окончательному
крушению обыденности и очевидности.
Но это не означает крушение рационализма. Рационализм пе-
решел в новую форму, которую называют теперь неклассическим
или современным рационализмом. Он разрушил кажущуюся
простоту окружающего мира, привел к крушению обыденности
и очевидности. В результате прекрасная в своей простоте и логич-
ности картина мира теряет свою логичность и, главное, – на-
глядность. Очевидное перестает быть не только просто понятным,
а иногда и просто неверным: очевидное становится невероятным.
Научные революции ХХ в. привели к тому, что человек уже го-
тов к встрече с новыми сложностями, новыми невероятностями,
еще более не соответствующими реальности и противоречащими
обычному здравому смыслу. Но рационализм остается рациона-
лизмом, так как в основе картин мира, создаваемых человеком,
остаются схемы, созданные его разумом на основе эмпирических
данных. Они остаются рациональной или логически строгой ин-
терпретацией опытных данных. Только современный рационализм
приобретает более раскрепощенный характер. Запретов на то, что
этого не может быть, становится меньше. Но зато исследова-
телю чаще приходится задумываться над смыслом тех понятий,
которые до сих пор казались очевидными.
Новое понимание места человека в Природе начало формиро-
ваться с 20-х годов ХХ в. с появлением квантовой механики. Она
наглядно продемонстрировала то, что Э. Кант и И. Сеченов давно
подозревали, а именно принципиальную неразделимость объек-
та исследования и изучающего этот объект субъекта. Она
объяснила и показала на конкретных примерах, что опора на ги-
потезу о возможности разделения субъекта и объекта, которая
казалась очевидной, никаких знаний не несет. Оказалось, что мы,
люди, тоже являемся не просто зрителями, но и участниками
мирового эволюционного процесса.
Научное мышление очень консервативно, и утверждение новых
взглядов, формирование нового отношения к научным знаниям,
представлениям об истине и новой картине мира проходили в на-
учном мире медленно и непросто. Однако при этом старое пол-
ностью не отбрасывается, не перечеркивается, ценности классиче-
ского рационализма и сейчас сохраняют свое значение для челове-
чества. Поэтому современный рационализм – это новый синтез об-
ретенных знаний или новых эмпирических обобщений, это попыт-
ка расширить традиционное понимание и включить схемы класси-
ческого рационализма в качестве удобных интерпретаций, годных
и полезных, но только в определенных и весьма ограниченных
рамках (годных для решения почти всей повседневной практики).
Тем не менее это расширение абсолютно фундаментально. Оно
заставляет видеть мир и человека в нем в совершенно ином свете.
К нему надо привыкнуть, и это требует немалых усилий.
Таким образом, первоначальная система взглядов на устройство
окружающего мира постепенно усложнялась, исчезало первона-
чальное представление о простоте картины мира, его структуре,
геометрии, представлениях, которые возникли в эпоху Просвеще-
ния. Но происходило не только усложнение: многое из того, что
раньше представлялось очевидным и обыденным, оказалось на са-
мом деле просто неверным. Осознать это было наиболее трудным.
Исчезло разграничение между материей и энергией, между мате-
рией и пространством. Они оказались связанными с характером
движения.
Не надо забывать, что все отдельные представления – это
части единого неразрывного целого, а наши определения их яв-
ляются крайне условными. А отделение человека-наблюдателя от
объекта исследования вовсе не универсально, оно тоже условно.
Это всего лишь удобный прием, хорошо работающий в определен-
ных условиях, а не универсальный метод познания. Исследователь
начинает привыкать, что в природе все может происходить самым
невероятным, алогичным образом, потому что в действительности
все между собой каким-то образом связано. Не всегда понятно
как, но связано. И человек тоже погружен в эти связи. В осно-
ве современного рационализма лежит утверждение (или постулат
системности, согласно Н.Моисееву): Вселенная, Мир представ-
ляют собой некую единую систему (Универсум), все элементы
явления которой так или иначе связаны между собой. Чело-
век выступает неотделимой частью Универсума. Это утверждение
не противоречит нашему опыту и нашим знаниям и является эм-
пирическим обобщением.
Современный рационализм качественно отличается от класси-
ческого рационализма XVIII в. не только тем, что вместо класси-
ческих представлений Евклида и Ньютона пришло гораздо более
сложное видение мира, в котором классические представления яв-
ляются приближенным описанием очень частных случаев, относя-
щихся преимущественно к макромиру. Основное отличие состоит
в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолют-
ного наблюдателя, которому постепенно открывается Абсолют-
ная Истина, равно как отсутствие самой Абсолютной Истины. С
точки зрения современного рационализма исследователь и объ-
ект связаны нерасторжимыми узами. Это экспериментально до-
казано в физике и естествознании в целом. Но при этом рациона-
лизм продолжает оставаться рационализмом, ибо логика была и
остается единственным средством построения умозаключений.
9.4. Наука и искусство – два способа познания мира
...Чутье художника стоит иногда
мозгов ученого, и то и другое име-
ет одни цели, одну природу и что,
может быть, со временем при со-
вершенствовании методов им суж-
дено слиться...
А. Чехов
Мы уже отмечали, что наука – мощный и практически незаме-
нимый метод познания мира, хотя и не единственный. Стремление
к познанию окружающего мира объективно обусловлено важней-
шей задачей разумно использовать природу, разумно организо-
вать общество и вообще выработать целесообразное поведе-
ние, которое обеспечивает жизнь человеческого рода. Велика
роль науки в прогнозировании и планировании того, что может
случиться. Эта потребность была, есть и будет обязательным усло-
вием существования человечества.
В течение многих столетий люди всегда считали именно свою
эпоху временем небывалого расцвета и триумфа науки. Они с
удивлением и гордостью рассматривали свою науку как знание,
достигшее чуть ли не высшей ступени. Наше время не исключе-
ние. До сих пор рост науки описывается экспоненциальной зави-
симостью, которая показывает, что число ученых, число публи-
куемых научных работ, материальные затраты и т.п. удваиваются
через каждые 15–20 лет, т.е. в пределах формирования нового
поколения. Другими словами, за это время новых знаний появля-
ется столько, сколько их было накоплено за всю предшествующую
историю человечества.
Рассматривая познание мира в историческом развитии, мож-
но увидеть неуклонное возрастание роли научного, точного зна-
ния. Этот процесс начался в незапамятные времена и привел к
представлениям рационалистов XVII-XVIII вв. Именно тогда был
поставлен вопрос о возможности познания мира в рамках стро-
го научных, неопровержимых, логически взаимно обусловленных
понятий и связей. В современном мире значение точного знания,
существенно опирающегося на формальную логику, так вырос-
ло, что формально-логические методы иногда абсолютизируются.
Часто достоверным считается только такое утверждение, которое
может быть строго логически доказано, а науку, не основанную на
этом методе, многие вообще не считают наукой. Люди ”точных”
наук убеждены, что, исходя из строго сформулированных основ-
ных положений и в дальнейшем примененных последовательно (в
рамках системы законов формальной логики), можно прийти толь-
ко к одному-единственному и потому правильному выводу.
Наука осваивает мир в понятиях. Оперирование понятиями поз-
воляет выполнять науке познавательные функции: описание, объ-
яснение и предсказание явлений. Поэтому каждая наука имеет
собственный язык. Всякое научное познание характеризуется до-
казательностью и системностью. Эти качества отличают научное
познание от обыденного. В основе системности доказательности
лежит логическая взаимосвязь научных понятий и суждений.
В точных науках широко используется дедуктивный метод ис-
следования: сначала дают строгое определение понятий, которые
используются в дальнейшем, затем формулируют правила дей-
ствий с ними, а также постулируют некоторые основные связы-
вающие их соотношения. После этого в процессе исследования
применяются лишь логические операции. Исходные положения
(определения и постулаты) предполагаются ”правильными”, т.е.
соответствующими истинным свойствам тех природных объектов,
которые изучает данная наука. Но, строго говоря, эти исходные
положения являются гипотетическими. Их выбор представляет
собой действие, лежащее вне логики, а их правильность подтвер-
ждается лишь успехами науки, построенной таким образом. Зна-
чит, в науке используются как формально-логические элементы,
так и внелогические.
Возникает естественный вопрос о соотношении логическо-
го и внелогического в процессе познания. Успехи точных на-
ук столь велики, что понимание принципиальной необходимости
обоих элементов распространено недостаточно широко, и логиче-
ский элемент обычно превалирует над внелогическим (последнее
нередко считается чем-то второстепенным). Однако внимательный
анализ показывает, что необходимость во внелогическом элемен-
те возникает в любой науке, как только мы хотим сопоставить
с реальными процессами в мире результаты, получаемые с помо-
щью математического аппарата, а также аксиоматические положе-
ния, на которых этот аппарат строится. Вера в то, что логически
возможное обязательно связано с реальным миром, свойственна
большинству физиков и математиков.
В гуманитарных науках внелогический элемент более значи-
телен. Однако непроходимой границы между естественными и
гуманитарными науками нет. Например, Н. Вавилов предложил
основывать выводы науки о культурных растениях на анализе их
названий. Именно здесь наглядно обнаруживается отсутствие ре-
альных границ между гуманитарными и естественными науками.
Здесь нужно быть или ботаником, или генетиком, проникшим в
языковые тайны, либо лингвистом, профессионально изучающим
географию растений. Метод совместного изучения языка и матери-
альной культуры применяется не только к исследованию названий
растений, но и слов, обозначающих сельскохозяйственные орудия.
На этом пути была установлена связь языка и истории культур-
ных растений и получены важные выводы по некоторым вопросам
истории, позволившие понять культурное прошлое человечества.
Внелогический элемент В. Вернадский называл эмпирическим
обобщением. Его смысл состоит в том, что в качестве отправных
позиций для любого анализа должны использоваться утвержде-
ния, согласные, т.е. не противоречащие, эмпирическим данным –
опыту, приобретенному в практической деятельности. Следова-
ние этому принципу позволяет повысить вероятность реализации
предполагаемого развития событий, но, очевидно, не дает гаран-
тий, что выводы, полученные на основе эмпирических обобщений,
будут обладать абсолютной достоверностью. Эмпирическое обоб-
щение есть тоже некая интерпретация.
Рассмотрим пример такого утверждения: мир, вся окружаю-
щая нас природа принимается как реально существующая.
Доказать подобное утверждение невозможно, его либо можно при-
нять, либо отвергнуть (как и нельзя доказать или опровергнуть
существование Бога). Данное утверждение можно рассматривать
в качестве аксиомы. В основе рационалистического миропони-
мания лежит вера в то, что наши эмпирические обобщения нас
не обманывают. Мир (или Универсум) действительно существует
на самом деле, а не в нашем воображении, как считают позити-
висты, а логические выводы, которые мы делаем на их основе,
позволяют служить благу человека. Другим примером использо-
вания внелогического рассуждения является высказывание обоб-
щающих суждений. Например, справедливость неевклидовой гео-
метрии для физического мира устанавливается не логически, а
изучением и обобщением опытных фактов, т.е. в результате ис-
пытания критерием практики. Истинность таких положений уста-
навливается путем сравнения с опытом, который всегда, вообще
говоря, ограничен.
Таким образом, дополняя формальную логику критерием опыт-
ной проверки, критерием практики, и оценивая в процессе этой
проверки с помощью внелогического суждения достаточность
оснований для обобщающего вывода, мы можем познавать окру-
жающую нас природу. Значит, всякая научная система в области
точного знания, претендующая на описание реально существую-
щего мира, содержит два важнейших элемента: не только строгое
логическое доказательство, но и интуитивное усмотрение (в
смысле интуиции-суждения). Мы постигаем мир не только с по-
мощью логики, которая позволяет делать строгие заключения и
способна создавать рациональные конструкции на основе эмпири-
ческих данных, но и благодаря интуитивному, чувственному, ало-
гичному (нелогичному) восприятию мира. Интуиция является не
менее важным каналом познания мира. По-видимому, сама приро-
да почему-то “распорядилась” таким образом, чтобы уравнять эти
две стороны нашего “я”, которые находятся в разных полушариях
мозга. Именно чувственное восприятие позволяет создавать об-
раз в целом. Однако наше чувственное восприятие, как правило,
вносит в картину мира элемент субъективизма, потому что разные
люди по-разному воспринимают и понимают одни и те же явления
окружающего мира.
Интуитивное суждение, остающееся само по себе логически
недоказуемым, необходимо в науке не только для решения прин-
ципиальных проблем, например, установления новых законов при-
роды. Любой экспериментатор постоянно в нем нуждается и им
пользуется, так как нельзя экспериментировать до бесконечности
и в какой-то момент всегда нужно остановиться, считая, что ни-
какие дальнейшие изменения условий опыта ничего не изменят
в сделанном выводе. Но эта уверенность логически недоказуема.
Суждение о достаточности и есть внелогический акт – эмпириче-
ское обобщение, в полной мере интуитивное, не сводимое логи-
чески к другим положениям, принятым за основные и безусловно
верные.
Необходимое познание мира не ограничивается познанием его
материальной основы, но также предполагает познание и обще-
ственной среды, и даже ”самого себя”. Последние представляют
существенно иной предмет, и используемые здесь методы и спосо-
бы имеют свою специфику. Конечно, они не настолько различны,
чтобы между ними существовала непроходимая граница. Мето-
ды ”точных” наук все более внедряются, например, в психологию,
социологию, филологию и т.п. Однако есть науки, ”крайние” в от-
ношении возможности использования таких методов, существует
искусство, которое не поддается подобным научным методам.
На всех этапах истории человечества искусство занимало осо-
бое место, хотя полного объяснения этому феномену нет. Тем не
менее стремление к художественному творчеству следует по-
ставить в один ряд со стремлением к познанию окружающего ми-
ра. Искусство – это вид духовного освоения действительности
человеком, имеющим целью формирование и развитие его спо-
собности творчески преобразовывать мир и самого себя по за-
конам красоты. Оно удовлетворяет универсальные потребности
человека – восприятие окружающей действительности в разви-
тых формах человеческой чувственности и дает художественную
картину мира. Художественное творчество является составной
частью духовной культуры человечества. Оно включает литерату-
ру, театр, кино, живопись, музыку, архитектуру и др. Искусство
оказывает огромное влияние на человека, оно обращается к его
душе, внутреннему миру, воздействует на его эмоции и чувства
как непосредственно, так и на интуитивном уровне. Многие счи-
тают, что искусство – это целитель от всех проявлений мерзостей
человеческого характера, потому что оно имеет колоссальную
силу воздействия на внутренний мир человека.
Весь человеческий опыт показывает, что искусство дает позна-
ние того, что интуитивное решение, не обосновываемое рацио-
нально, не доказуемое логически и даже противоречащее логи-
ческому рассуждению, способно быть гораздо более справедли-
вым и верным, чем само это рассуждение. В отличие от науки в
искусстве основной формой познания является художественный
образ. Искусство дает познание того, что такая ситуация типич-
на для жизни человека, пронизывает эту жизнь, и без доверия
к интуиции человечество не может существовать. Искусство
создается без помощи математики и строгих логических рассуж-
дений. Оно использует такие инструменты, присущие сознанию,
как эмоции и образы. Поэтому можно сказать, что искусство –
это ценностное эмоционально-образное моделирование челове-
ческой реальности. Художественный образ всегда конкретен, дан
непосредственно чувству, переживается, а не мыслится. Искус-
ство возвышает человека до современного ему уровня культуры,
мышления и понимания, и является наиболее существенным фак-
тором самоорганизации и саморазвития общества. Расцвет на-
уки и искусства – процессы взаимосвязанные, свидетельствующие
об ускоренном развитии.
Итак, наука и искусство – два способа познания природы и
мира, аналитический (логический, рациональный) и синтети-
ческий (интуитивный, целостный); оба они отражают действи-
тельность.
И в науке, и в искусстве человек занимается творческой дея-
тельностью, направленной на создание новых по содержанию и
по форме материальных и культурных ценностей. Но средства и
методы в науке и в искусстве различны. Они существенно разли-
чаются тем, что в науке основное внимание уделяется анализу,
хотя в определенной мере присутствует и синтез. Именно синтез
дает общую картину мира. Поэтому он не менее нужен чело-
веку, чем логические построения. Здесь прямо работает принцип
дополнительности Бора: только тогда сознание полноценно, когда
оно объединяет различные способы познания.
В искусстве основным является синтетическое или целостное
изображение действительности. В этом смысле они дополняют
друг друга. Но искусство дает, в отличие от науки, целост-
ное восприятие мира. Оно дает изображение таких ситуаций,
где число существенных факторов столь велико, что картина не
поддается анализу. Но искусство – не наука и поэтому не может
быть специально направлено на исследование проблем социаль-
ной жизни человека. Однако, оно может выступать как средство
обнаружения тонких ньюансов в процессе познания мира, на что
не способна наука, которая стремится к созданию абстрактных
(достаточно универсальных) образов – теорий и гипотез. Наука
в развитии более конструктивна, чем искусство, которое, однако,
позволяет раскрыть весьма существенные свойства, недоступные
пока современной науке. Наука и искусство как два пути позна-
ния мира – едины; взятые раздельно, они не могут дать полной
картины мира. Именно поэтому настоящий ученый использует и
средства искусства, а настоящий художник (писатель, артист) –
средства науки.
В науке существует критерий истины, и слово ”нравится” здесь
исключено. Истины в науке доказываются, а явления объясня-
ются. В искусстве они истолковываются, ему чужды логические
рассуждения, а строгие доказательства оно заменяет непосред-
ственной убедительностью образов. Наука может объяснить, по-
чему хороша или плоха та или иная теория. Искусство позволяет
почувствовать очарование мелодии, звука и т.п., но никогда не
объясняет до конца. Высшее достижение ученого, – если его ре-
зультаты работы подтвердятся, но в искусстве “повторение равно-
сильно смерти”.
Мы привыкли считать науку и искусство противоположными
полюсами. Такое разделение произошло почти триста лет назад и
в значительной мере сохраняется до сих пор. В науке укоренил-
ся дух рационализма. С его помощью мир преобразован до такой
степени, что само существование человека оказалось под угрозой.
Даже искусство перед ним оказалось беспомощным. Все это от-
разилось и на естествознании. Но так ли уж они не зависят друг
от друга? Существует ли между ними общее?
В наше время появляется все больше доказательств общно-
сти науки и искусства и их зависимости друг от друга. Наука
и искусство – составная часть культуры человека. Многие
ученые осознают неадекватность укоренившегося рационалисти-
ческого способа мышления, который страдает склонностью воз-
водить получаемые данные в догмы, разрывать и абсолютизиро-
вать их. Приходит понимание, что пора пересмотреть отношение
к рациональному (логическому), оно перестает претендовать на
единственный способ получения абсолютных истин. Но рациона-
лизм как способ мышления отбрасывать нельзя, он себя еще не
исчерпал, у него богатые возможности.
Окружающий нас мир сложен и нелинеен. Нелинейность прису-
ща не только физическим процессам. Все глобальные процессы –
экономические, социальные, экологические и т.п. – описываются
нелинейными законами. Однако физики и математики умудрялись
успешно это игнорировать. Сосредоточившись на простых (линей-
ных) задачах, которые они могли решить, ученые оказали сильное
влияние на технологию и таким образом радикально изменили об-
лик планеты. Теперь, однако, начинает возникать ощущение, что
требуется нечто большее, чем понимание линейных явлений. Со-
временным знаниям становится ”тесно” в рамках когда-то откры-
тых законов. Почти одновременно во многих дисциплинах растет
озабоченность тем, что о следствиях нелинейных законов известно
не так уж много.
Теперь уже недостаточно открыть основные законы и понять,
как работает мир ”в принципе”. Более важным становится выясне-
ние того, каким способом эти принципы проявляют себя в реаль-
ности, в явлениях, так как фундаментальные законы действуют в
реально существующем мире. Дело в том, как мы уже отмечали
выше, что любой нелинейный процесс приводит к ветвлению, к
развилке на пути, в которой система может выбрать ту или иную
ветвь. Мы имеем дело с выбором решения, последствия которых
трудно предсказать, так как незначительные неточности раздува-
ются и имеют далеко идущие последствия. В каждый отдельный
момент причинная связь сохраняется, но после нескольких ветв-
лений она уже не видна. Рано или поздно начальная информация
о состоянии системы становится бесполезной. Таким образом, за-
коны природы допускают для событий множество различных
исходов, но наш мир имеет одну-единственную историю.
Даже в астрономии, одной из старейших естественных наук,
следует пересмотреть прежние представления. Когда Кеплер и
Ньютон, а затем более точно Эйнштейн объяснили, как отдель-
ные планеты движутся вокруг Солнца по своим орбитам, созда-
лось впечатление, что для полного описания движения системы
трех и более тел требуется просто увеличить интенсивность вы-
числений. Действительно, движение космических кораблей описы-
вается законами ньютоновской механики, а современные компью-
теры направляют их к нужным целям, однако также верно, что
по истечении достаточно большого периода времени траектории
их движения становятся практически непредсказуемыми (хаоти-
ческими). До сих пор нет ответа на старый вопрос об устойчивости
Солнечной системы. До конца XIX в. считалось, что она должна
быть устойчивой. В начале ХХ в. появились основания предпо-
лагать обратное. Сегодня многие ученые допускают, что долго-
срочный прогноз поведения солнечной системы невозможен. Как
говорят специалисты, большинство уравнений являются ”неинте-
грируемыми”. Любая даже самая малая неточность в начальных
условиях может позже повлиять на последующее движение.
Аналогичные проблемы возникают почти во всех дисциплинах.
Все это не означает, что известные до сих пор законы приро-
ды неверны; это лишь говорит о том, что очень трудно обнару-
жить все скрытое в них. Эти трудности являются общими и для
небесной механики, и для физики элементарных частиц, и для
биологии, и для экономики. Приходит понимание, что требуются
совершенно новые взгляды в науке. Поэтому говорят, что фун-
даментальные науки должны перевести свой взгляд от основ к
явлениям. И здесь, по-видимому, одной логики недостаточно.
Такая точка зрения возникла в основном в последние десятиле-
тия и во многом благодаря развитию компьютерной техники (хотя
и не только). Именно это новое средство познания позволило уви-
деть связи и их значение, которые до сих пор были скрыты от нас.
Компьютер, компьютерная графика помогает приподнять покров
над тайнами природы. Там, где предыдущие поколения ученых бы-
ли вынуждены существенным образом упрощать свои уравнения
или вообще отказываться от них, теперь их суть можно увидеть
на экране дисплея. Естественные процессы, представленные гра-
фически, т.е. в виде рисунка, можно постичь во всей сложности,
опираясь на нашу интуицию.
Рисунки – это, в сущности, другой способ описания реальных
событий (фактов). Их можно закодировать числами, а затем об-
работать с помощью компьютера. Графические изображения, со-
зданные компьютером, называют компьютерной графикой. Зна-
чение этого способа использования компьютера возросло в послед-
нее время. Современные компьютерные средства позволяют созда-
вать двух- и трехмерные изображения с фотографической точно-
стью и вместе с этим позволяют ловить не отдельные мгновения,
а охватывать действительность в движении и изменениях в реаль-
ном масштабе времени. Можно построить плоские или трехмерные
движущиеся изображения даже с тех точек зрения, которые недо-
ступны человеческому взгляду или камере. По сути дела, возни-
кает новый язык – язык изображений, позволяющий наблюдать
и другие виды взаимосвязи явлений, которые недоступны обычно-
му языку, например, петлевидные процессы, взаимодействия, сети
коммуникаций и т.п. А такое восприятие действительности уже
ближе к искусству. Сведения, представленные в виде рисунков
(картинки) и схем, весьма удобны и легче воспринимаемая для
человека информация, чем длинные перечни чисел. Именно по-
этому цифровая информация часто представляется в диаграммах,
гистограммах, графиках и т.п.
В качестве примера, где сближение науки и искусства налицо,
можно привести компьютерную графику на основе фракталь-
ной математики. Такой подход является мощным средством мо-
делирования сложных нелинейных процессов. Это позволило по-
новому взглянуть на процессы, протекающие в природе. Особенно
красивы представления фракталов в виде изображений (рис. 9.3
и рис. 9.4). Они могут восприниматься и как абстрактная живо-
пись, и как реальные пейзажи. Фрактальные пейзажи выглядят
настолько правдоподобными, что большинство людей восприни-
мает их как естественные. Но самое удивительное состоит в том,
что все это разнообразие описывается простыми математическими
формулами. В книге Х. Пайтгена и П. Рихтера “Красота фракта-
лов” (М.: Мир, 1993) собрано много подобных красивых картинок,
нарисованных с использованием фрактальной математики. Имен-
но из-за этого она сразу же получила огромную известность не
только среди специалистов, но и людей искусства. Картины, пред-
ставленные в этой книге, просто прекрасны. На них кажущаяся
смесь порядка и беспорядка поразительна и удивительна, и это
является типичным также для природных процессов. Можно ска-
зать, что ощущение прекрасного возникает под влиянием гармо-
нии порядка и беспорядка в объектах природы. Возможно, именно
поэтому они и представляются нам такими правдоподобными.
Можно сказать, что фракталы позволяют сделать математиче-
ский мир видимым, и мы даже можем окунуться в него, как в
мир настоящий. Поэтому говорят, что фрактальные графики слу-
жат мостом между наукой и искусством. Здесь подобие реаль-
ному миру настолько велико, что фрактальные поверхности уже
используются для изображения гор в компьютерных мультфиль-
мах. Возникла точка зрения, что компьютеры выступают новым
средством получения произведений искусства. Производимое эсте-
тическое впечатление и вызываемое новизной удивление – именно
это и роднит произведения искусства и изображения, создаваемые
наукой.
Таким образом, один из путей сближения науки и искусства
лежит в росте математизированного знания – в компьютериза-
ции. Стремительно возрастает доля интеллектуальной деятельно-
сти, которая может быть передана ЭВМ и которую машина выпол-
няет значительно быстрее и надежнее, чем человек. В принципе,
так может быть охвачена вся формализуемая часть мыслительной
деятельности человека. В результате человек освобождается для
подлинно творческой работы. Следовательно, благодаря компью-
теризации сближается структура интеллектуальной деятельности
в естественно-научной и гуманитарной сфере, в науке и искусстве.
Хорошо известно, что крупные математики и физики всегда
мыслили образами; более того, они использовали эстетические
категории в качестве критерия если не истины, то, по крайней ме-
ре, завершенности (критерий красоты). Именно здесь содержится
Комментариев нет:
Отправить комментарий