ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О СОСТОЯНИИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Исследования в прикладных науках приводят
к реформам, в фундаментальных – к революции.
Дж. Томсон
Постановка проблемы
В структуре профессиональной деятельности особое место занимает
коммуникативная компетентность, рассматриваемая как способность организации
адекватного общения в ситуациях, соответствующих определенным культурным
образцам общения и взаимодействия.
Образованный человек должен обладать
уровнем компетентности, который позволил бы ему принимать эффективные решения
для улучшения состояния окружающей среды. Деятельность, направленную на
улучшение экологической ситуации региона, логично начать
с выяснения отношения людей к месту своего проживания, уровня его
привлекательности для людей, готовности общества к участию в решении
природоохранных задач. Субъективное отношение разных категорий населения к
окружающей среде можно изучить по результатам социологического опроса.
На каком месте среди важнейших для
человека стоят экологические проблемы? Это зависит от многих факторов:
возраста, пола, уровня образования, состояния природной среды в месте
проживания и т. д. Социологами установлено, что в европейских государствах с
наиболее высоким уровнем жизни в сознании людей экологические проблемы
занимают 2–3место по значимости, а в бедных странах отодвигаются
на10–12место, уступая первоочередным проблемам выживания.
Цель: определение ситуаций,
проблем, решение которых предполагает изучение субъективного восприятия
окружающей среды и знакомство с технологиями организации социологических
опросов.
Задание
1. Методом
мозгового штурма
|
Социология – наука об обществе как
|
|||||
определите 5-10 наиболее актуальных эко-
|
целостной
системе и его отдельных
|
|||||
логических
проблем.
|
Выберите
из них
|
для
|
социальных
институтах, процессах,
|
|||
себя
(своей
|
группы)
|
одну
проблему,
|
тре-
|
общественных
группах.
|
Попытки
|
|
бующую
изучения. Сформулируйте цель опро-
|
объяснения
общественной жизни воз-
|
|||||
никли еще
в античности (Платон,
|
||||||
са,
который позволит выяснить отношение
|
Аристотель
и др.). В середине 19 века
|
|||||
людей к
избранной вами экологической про-
|
Огюст Конт
ввел в научный оборот
|
|||||
блеме.
|
|
|
|
понятие
«социология». С самого нача-
|
||
Задание 2. Для составления анкеты,
|
ла задачей
|
социологии
|
становится
|
|||
определение
|
законов общественной
|
|||||
необходимой
|
при проведении социологиче-
|
динамики,
а на этой основе и предло-
|
||||
ского
опроса, Сформулируйте вопросы, от-
|
жение
практических мер.
|
|
||||
Социологический
анализ
|
начинается
|
|||||
веты на
которые позволят выяснить отноше-
|
тогда,
когда необходимо найти скры-
|
|||||
ние людей
к проблеме взаимоотношений Че-
|
тые
значения статистических данных.
|
|||||
ловека и
Природы.
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Работа по составлению
анкеты начинается с формулированияинструкции по ее
заполнению. Инструкция должна содержать доброжелательное обращение к
респонденту, цели опроса, его значение для улучшения окружающей среды и
качества жизни. Необходимо выразить благодарность за согласие людей ответить на
предложенные Вами вопросы.
Задание 4. На основании вопросов,
сформулированных в п. 4.2, составляются вопросы анкеты.
4.1. Если Ваша анкета
имеет форму, показанную в табл. 1.1, то обработку смогут провести сами респонденты.
|
|
|
|
|
Таблица
1.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№
|
Вопрос
|
ДА
|
НЕТ
|
НЕ
|
|
НЕ
|
вопроса
|
ЗНАЮ
|
|
ВСЕГДА
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И т. д.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К анкете прилагается
«ключ», который может иметь следующий вид:
За каждый ответ «ДА»
присваивается 2 балла, «НЕТ» – 0 баллов, «НЕ ЗНАЮ», «НЕ ВСЕГДА» – 1 балл.
Сумма
|
Интерпретация
(результат опроса, полученный на основании ответов респондента)
|
|
баллов
|
||
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2. Ваша анкета может иметь другой вид.
Это могут быть вопросы с предлагаемыми варианта
ми
ответов:
|
|
1) ВОПРОС
|
|
А)
предполагаемый вариант ответа
|
В)
предполагаемый вариант ответа
|
Б)
предполагаемый вариант ответа
|
Г) предполагаемый
вариант ответа
|
Анкета может содержать в себе вопросы разных типов – с открытым ответом
(респондент формулирует ответ самостоятельно), с перечнем предполагаемых
ответов (респондент выбирает ответ или ответы) из предложенных. Следует особо
указать в анкете «выбираем наиболее привлекательный для Вас
ответ» либо «выбираем наиболее привлекательные для Вас
ответы».
4.3. Обработка такой анкеты предполагает интерпретацию на основании тех
задач, которые были поставлены в п. 2.1. Интерпретация может иметь вид текста,
графика, диаграммы, таблицы и т. д. Например, вопрос о возрасте респондентов
может иметь следующий результат: из 30 согласившихся ответить на вопросы анкеты
50 % – это молодежь до 30 лет, 33 % – дети до 16 лет, и 17 % – пенсионеры.
Чтобы сделать вывод об активности той или иной группы населения, можно
предложить уточняющие вопросы о том, как человек относится к призывам местного
самоуправления привести в порядок двор, ближайший парк и т. п/
4.4. В отчет о выполнении данной работы входит:
4.4.1.составленная
анкета,
4.4.2.результаты опроса,
4.4.3.интерпретация
результатов опроса.
В качестве примеров
анкетирования приведены «Древо экологии» и анкета, апробированные при
проведении летней экошколы у старшеклассников в г. Томске.
ДРЕВО ЭКОЛОГИИ
Автор:
_____________________________________________
Впишите, пожалуйста, в соответствующие ячейки недостающие слова. Количество
ячеек ( , □, О), обозначающих истоки науки экологии (корни дерева), разделы
экологии (ветви дерева), практическое приложение (плоды) может быть любым.
Продемонстрируйте, пожалуйста, Ваше собственное мнение, постарайтесь
не действовать по шаблону или «как сосед по парте». Если у Вас есть
затруднения, не огорчайтесь. Оставьте пустые места, где пока не знаете, что
написать. Мы продолжим эту работу позднее, и у Вас будет возможность завершить
свое Древо.
13
За сохранение окружающей среды и культурного наследия
АНКЕТА
Члена клуба «Центр
экологической безопасности»
1. Какие чувства, эмоции
вызывает у Вас слово
«ЭКОЛОГИЯ»?_________________________________________________________________________
2.Что Вы понимаете под
термином «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
3.Видели ли Вы:
белку на дереве да / нет; как доят коровуда /
нет; бегущего зайцада / нет; рыбу, плавающую в рекеда /
нет; ползущую улиткуда / нет; хищную птицу в небеда / нет
4.Были ли Вы очевидцем восхода солнца вне города? да / нет. Видели
ли Вы луг (да / нет)? Свежевспаханное поле (да / нет)? Восхищает
ли Вас пение птиц (да / нет)?
5.Какие из перечисленных учебных предметов Вы бы объединили в блоки:
а) естествознание; б) человекознание:
Математика ___, физика____, физкультура_____, труд_____, химия____,
физическая география____, экономическая география______, музыка____,
биология______, астрономия______, история_____, литература____, черчение______,
экология______, психология_______, экономика____, ОБЖ_____,
право___, обществознание_______, другие предметы
(какие)__________________________________
Поставьте возле предмета
букву а), б) или обе одновременно.
6.Ваш любимый
урок____________________________________________________________________
7.Ваше любимое занятие
вне школы:_______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
8.Представьте, что Вы
поймали золотую рыбку. Какие три желания Вы бы загадали?______________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
9.Что Вам необходимо для успешной ориентации в экологических проблемах
современности: □ курс экологии по учебной программе телевидения
□научно-популярная литература по экологии □ встречи с учеными в области
экологии □ курс биоэкологии в 9 классе
□ разговоры «про экологию» на других школьных предметах
10.Устраивает ли Вас:
интерьер
кабинетов, где осуществляется учебный процесс
|
да / нет
|
уровень
комфортности жилища
|
да / нет
|
благоустройство
микрорайона, в котором Вы проживаете
|
да / нет
|
вид из
Вашего окна
|
да / нет
|
Ваш
внешний вид
|
да / нет
|
качество
пищи, которую Вы употребляете
|
да / нет
|
состояние
Вашего здоровья
|
да / нет
|
11.Считаете ли Вы важной проблему экологической безопасности
человека?_____________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
12.От кого, по Вашему мнению, зависит решение этой проблемы?
□от государства
□от каждого человека
□от развития науки и техники
□от Бога
Комментариев нет:
Отправить комментарий